четверг, 9 апреля 2020 г.

Ох, уж эти задачки!

Здравствуйте, мои дорогие родители!

Вот закончился третий день дистанционного обучения.  Сегодняшнюю тему нашего общения я сформулировала из возникших Ваших вопросов,  трудностей, а также моей проверкой дистанционных работ. Ох, уж эти задачки! У детей появилась возможность получить индивидуальную помощь по решению задач. А значит, сейчас Вы мои помощники, а я - Ваш. Постараюсь подробно и по порядку дать несколько рекомендаций и полезных советов. Думаю,  полезно будет всем.

Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить, что любая задача состоит из четырех частей:
 Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: 
по двум данным находим третье.
Чтобы это понять, просто спросите ребёнка, о чём или о ком эта  задача, что известно, что не известно, что надо найти и т.д.
Только потом можно приступать к схеме, но…
Если ребенку совсем трудно составить схему, попробуйте рисовать. Да-да-да… Мы рисуем всё с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, о которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент, когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во-первых, можете превратить нудное и непонятное в веселое и простое. Во-вторых, поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится и «поймется».
Если трудно составить схему для  решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».
У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?
Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу.
Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.
- Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?
- Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!
- Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.
- Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!
- Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?
Нужно знать, сколько конфет у каждого.
А затем Вы вдвоем составляете схему.
Теперь, по поводу схем!
Задачи на нахождение  целого.
Схема – один отрезок.
Пример: У Гали 3 синие ручки и 2 зелёные. Сколько всего ручек у Гали?
Рассуждаем: чтобы узнать, «сколько всего» или «сколько стало», нужно сложить.
Правило: чтобы найти целое надо сложить части.
Можно, конечно, сказать: сколько данных столько и отрезков, но это было в самом начале, когда мы знакомились со схемой задачи. Впереди задачи ждут более сложные. Умение находить целое по его частям, с такой схемой, быстро помогает освоить следующий вид задач- нахождение части.
Задача. Нахождение части.
Схема – один отрезок.

Пример: У Юры было 6 солдатиков. Он подарил другу 2 солдатика. Сколько солдатиков осталось  у Юры?
Рассуждаем: чтобы узнать, «сколько осталось», нужно вычесть.

Правило: чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть.
Идем дальше!

Задача на разностное сравнение.
                                                Схема – два отрезка.

Нахождение разности.
Пример: В одном стручке 6 горошин, во втором – 4 горошины. На сколько горошин во втором стручке меньше, чем в первом?
Дети знают, что отрезки чертятся строго друг под другом, иначе можно просто потерять логику в задачи. Вот здесь-то мы и применяем выражение «Сколько данных в задачи, столько и отрезков». Обязательно пишем первую букву от данных или нумеруем, смотря,  как сказано в задаче. (Я данные выделила курсивом).
Правило: чтобы узнать, на сколько одно число больше (или меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Нахождение большего числа.
Пример: Около школы посадили 6 ёлочек, а берёзок – на 2 дерева больше. Сколько берёзок посадили около школы?
Вот здесь мы  пишем первую букву от данных в задаче. (Я данные выделила курсивом).
Правило: чтобы найти большее число, надо к известному числу прибавить разность или «разницу».

                               Нахождение меньшего числа.

Пример: Было 7 футбольных мячей, а волейбольных на 3 меньше. Сколько волейбольных мячей? Понятно, откуда появились буквы в схеме Ф. и В.?
Правило: чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть разность или «разницу».

И, конечно же, всё внимание на фразы! Математика здорово тренирует внимательность, и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса.
Ответ всегда начинается с числа. 
Чётко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще, как стишок наизусть учить. Я очень просила это сделать, почти на каждом уроке. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти  «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Эти зрительные подсказки есть на обложках тетрадей, в Блоге, в книге. Но их нужно ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ!
Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.  





Комментариев нет:

Отправить комментарий