Здравствуйте, мои дорогие родители!
Вот
закончился третий день дистанционного обучения. Сегодняшнюю тему нашего общения я
сформулировала из возникших Ваших вопросов, трудностей, а также моей проверкой дистанционных
работ. Ох, уж эти задачки! У детей появилась возможность получить индивидуальную
помощь по решению задач. А значит, сейчас Вы мои помощники, а я - Ваш. Постараюсь
подробно и по порядку дать несколько рекомендаций и полезных советов. Думаю, полезно будет всем.
Задачу
нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить,
что любая задача состоит из четырех частей:
Решение
любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону:
по
двум данным находим третье.
Чтобы
это понять, просто спросите ребёнка, о чём или о ком эта задача, что известно, что
не известно, что надо найти и т.д.
Только
потом можно приступать к схеме, но…
Если
ребенку совсем трудно составить
схему, попробуйте рисовать.
Да-да-да… Мы рисуем всё с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко
представлять, что же происходит в те моменты, о которых говорится в задаче, и
рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и
отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент,
когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во-первых, можете превратить нудное и
непонятное в веселое и простое. Во-вторых, поможете развить воображение, что на
самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных
способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней
картинка, тем лучше все запомнится и «поймется».
Если трудно составить схему для решения из–за того, что ребенок не
понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним
сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».
У
тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой
вместе?
Малыш,
не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу.
Тогда
вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.
-
Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?
-
Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!
-
Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.
-
Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!
-
Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?
Нужно
знать, сколько конфет у каждого.
А
затем Вы вдвоем составляете схему.
Теперь,
по поводу схем!
Задачи на нахождение целого.
Схема
– один отрезок.
Пример:
У Гали 3 синие ручки и 2 зелёные. Сколько всего ручек у Гали?
Рассуждаем:
чтобы узнать, «сколько всего» или «сколько стало», нужно сложить.
Правило:
чтобы найти целое надо сложить части.
Можно,
конечно, сказать: сколько данных столько и отрезков, но это было в самом
начале, когда мы знакомились со схемой задачи. Впереди задачи ждут более сложные.
Умение находить целое по его частям, с такой схемой, быстро помогает освоить
следующий вид задач- нахождение части.
Задача. Нахождение части.
Схема
– один отрезок.
Пример:
У Юры было 6 солдатиков. Он подарил другу 2 солдатика. Сколько солдатиков
осталось у Юры?
Рассуждаем:
чтобы узнать, «сколько осталось», нужно вычесть.
Правило: чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную
часть.
Идем
дальше!
Задача на разностное сравнение.
Схема – два отрезка.
Нахождение
разности.
Пример:
В одном
стручке 6 горошин, во втором – 4 горошины. На сколько горошин во втором стручке меньше, чем в первом?
Дети знают, что отрезки чертятся строго друг под другом, иначе можно
просто потерять логику в задачи. Вот здесь-то мы и применяем выражение «Сколько
данных в задачи, столько и отрезков». Обязательно пишем первую букву от данных
или нумеруем, смотря, как сказано в
задаче. (Я данные выделила курсивом).
Правило: чтобы узнать, на
сколько одно число больше (или
меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Нахождение большего числа.
Пример:
Около школы посадили 6 ёлочек, а берёзок – на 2 дерева
больше. Сколько берёзок посадили около школы?
Вот
здесь мы пишем первую букву от данных в
задаче. (Я данные выделила курсивом).
Правило: чтобы найти большее число, надо к известному числу
прибавить разность или «разницу».
Нахождение
меньшего числа.
Пример: Было 7 футбольных мячей, а волейбольных на 3 меньше. Сколько
волейбольных мячей? Понятно, откуда появились буквы в схеме Ф. и В.?
Правило: чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть
разность или «разницу».
И,
конечно же, всё внимание на фразы! Математика здорово тренирует внимательность,
и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее
условии. Ответ нужно списывать с
вопроса.
Ответ всегда начинается с числа.
Чётко
нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще, как
стишок наизусть учить. Я очень просила это сделать, почти на каждом уроке. Например,
фраза «больше в», «больше на», а также все эти
«слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно
добиться четкого понимания, что это все значит. Эти зрительные подсказки есть
на обложках тетрадей, в Блоге, в книге. Но их нужно ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ!
Только после этого условия задач не будут
казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий