воскресенье, 27 января 2019 г.

27 января Петербург отмечает свой, Ленинградский, День Победы!


В холода, когда бушуют снегопады,
   В Петербурге этот день особо чтут, –
   Город празднует День снятия блокады,
 И гремит в морозном воздухе салют.
  Это залпы в честь свободы Ленинграда!
                                                                   В честь бессмертия не выживших детей…
                                                                           Беспощадная фашистская осада
                                                                         Продолжалась девятьсот голодных дней.
(Т. Варламова)
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

 Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.
Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
    Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.
    Началась блокада. 
     Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.  Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. 
     Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»

    В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает 
    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.
   Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.
Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  
      20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. 
     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
     Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. 
     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.
     Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.
  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"
     При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.
(18 слайд)
     В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 
   « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. 
"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.


     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
     Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.
     Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».
    Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. 
     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. 
 Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.
     За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
     Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» 
     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.
      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. 
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.


Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер не сдадим!..
( О. Берггольц)

В осажденном городе часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, обтрепался весь и рваться уже чал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота. 

Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел отнести конверт по указанному адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не ждались. 

Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали. 
- Пришла поклониться памяти вашего почтальона, объяснила женщина. Он нам с братом жизнь спас. 
И вот что она рассказала: 
- Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из домасделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого чело наткнулся. В, одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой - письмо от отца-летчика. 

Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили.
И вот недавно, перебирая книги, наткнулись обертку, вспомнили блокаду, старичка-почтальона. И решили узнать имя человека, который, умирая от голода, смог отнести шоколадку детям.
Много трогательных  реальных историй уже слышали мои ученики. Но цель создания сегодняшней страницы- познакомить детей с художественной литературой этой темы.
Вот как это было
Автор: Юрий Герман
Художник: Фадеева Ольга 
Издательство: Речь, 2015 г.

Просто и вместе с тем документально автор рассказывает о той самой блокаде, о тех самых людях, которые вынесли все на своих плечах; о детях, которые также боролись в осажденном городе. 

Книжку лучше читать вместе с ребенком: пояснить что такое воздушная тревога, зажигательные бомбы и другие реалии военного быта. Мне кажется, что даже слова о Родине, которые есть в книге, нужно как-то особо отметить - «Когда наша Советская Родина в опасности, стыдно искать работу полегче». 


Вот как это было Герман Фадеева





Начинается всё с мирной жизни. Главный герой повести - Мишка, рассказывает нам о своем отце, маме, улице, школе, о своем знакомом милиционере. Мы видим и семью Лошадкиных, где папа кидает апельсиновые корки на улице, а сын катается на «колбасе», и новую школу; мы чувствуем весенний город, 1 мая… 

Вот как это было Герман Фадеева

Но, в воздухе уже витает какое-то незаметное ребенку беспокойство - мама учится на курсах противовоздушной обороны, в городе периодически идут учебные воздушные тревоги. И даже взрослый, которого со скарлатиной укладывают вместе с ребятишками, оказывается военным летчиком.

Именно там, в больнице началась для Мишки война: «Как раз это было воскресенье, и мы творожники со сметаной и сахаром ели. <…> Пока мы спали, как раз война началась. <…> И нам было даже странно смотреть на наших нянечек, которые ходили с заплаканными глазами и очень нас всех гладили и тискали, и даже целовали - точно мы были летчики или танкисты, или военные моряки».

Вот как это было Герман Фадеева

В первую же бомбежку в этой больнице погибают все, кроме Мишки и военного летчика… Тяжело читать эти страницы… Но, читаешь и понимаешь, что потому наши солдаты победили, потому что на их глазах погибали дети... Погибали от ранений, погибали от голода и холода. Слова военного летчика: «Никогда вам этого не прощу, никогда! Умирать буду и не прощу!». 

Вышел Миша из больницы с ранением, на костылях. Мама сказала: «Вот, и кончилось твое детство, Мишка». А Мишка-то, в начале повести только в школу пошел… 

Вот как это было Герман Фадеева

И все изменилось в жизни: новая школа теперь не школа, а госпиталь, сама школа - в подвале, город окружили, «довольно часто хочется кушать, а кушать нечего», и при этом несомненное «мы все равно победим». 

Юрий Герман ставит акцент на том, что в Ленинградской блокаде героями становились самые обычные люди. Вот мама Мишки - в мирное время мышки испугалась. Папа ей говорит: «Представляю, как ты будешь тушить зажигательные бомбы в случае войны или разбирать фугасные замедленного действия…». А ведь мама была права, когда сказала: «Когда понадобится, я ничего не испугаюсь, Мишка». Не испугалась. Стала командиром взвода подрывников, разряжала бомбы… И папа, который в начале повести «никогда не командует дома. Лежит на диване, ест яблоко и читает газету», этот же папа первым в клетку к живому тигру бросился, чтобы спасти его от пожара, когда горел Ленинградский зоопарк… И сам Мишка, и его друзья - голодные, замерзающие, а решили для раненых в госпитале представления устраивать. А маленькая Леночка бутылки для зажигательной смеси собирала… 

Вот как это было Герман Фадеева

Очень важно для детского чтения то, что в книге нет никаких описательных ужасов. Да, голод, холод, бомбежки, но автор все же показывает это через призму детского восприятия. Например, вот так: «вода остановилась - из кранов не идет, и хлеба совсем мало давать стали, и мама не приходит…». 

И важно то, что книга вся охвачена надеждой и полной уверенностью в победе. Потому-то и празднуют люди прорыв блокады вместе - радость у них общая! Они вместе боролись - все вместе: и маленькая Леночка, и старуха с бидоном Ангелина Марковна - и они победили! Потому-то в финале «И весь народ плачет от радости, что едут родные победители». 

В начале повести есть небольшая вступительная статья Александра Смоляна о повести и её авторе.

Вот как это было Герман Фадеева




По книге снят фильм - САДИСЬ РЯДОМ, МИШКА
режиссер Яков Базелян.

Отдельно отмечу иллюстрации Ольги Фадеевой - очень хороши! Прекрасно передают атмосферу произведения! 

Дорога жизни 
Автор: Ходза Нисон Александрович
Художник: Гусев Владимир, Бескаравайный В.
Издательство: ДЕТГИЗ, 2013 г. 


Первый раз читали в 6 лет. 


____________________________________________ 

КУКЛА 
Автор: Черкашин Геннадий Михайлович
Художник: Траугот Г. А. В.
Издательство: Речь, 2014 г. 





____________________________________________

Книги про блокаду средним школьникам:
____________________________________________ 

Оружие для Победы 
Автор: Валерий Воскобойников
Художник: Владимир Шевченко
издательство ДЕТГИЗ

Оружие для Победы   Автор Валерий Воскобойников

Три документальные повести: «900 дней мужества», «Василий Васильевич» и «Оружие для победы».  Особо отмечу, что книга написана хорошим литературным языком. Ее автор - Валерий Воскобойников, лауреат Премии правительства России в области культуры.


Оружие для Победы   Автор Валерий Воскобойников



«900 дней мужества»
В этой повести показана блокада на примере жизни одной семьи - от первого дня войны до ленинградского салюта. В мирную жизнь, когда «в воскресенье 22 июня 1941 года Иван Семенович Пахомов пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад», врывается известие о начале войны: «И вдруг по радио объявили, что началась война». Все сразу меняется… отменяются карусели, отменяется зоопарк… мужчины и мальчишки стремятся уйти на фронт. Женщинам дан приказ готовить город к обороне. Кто-то из мужчин уходит воевать, а кто-то остается на заводах. Потом на станках мужчин сменяют подростки, женщины, старики и старухи… Стране нужно оружие, оружие для Победы!

Ну, а что же Иван Семенович? Его забрали в Ленинградское ополчение. «Утром шел Иван Семенович с духовым оркестром по городским улицам, а уже днем лежал он на дне окопа, полуоглохший, засыпанный комьями земли». Всех коснулась война, блокада. И вот дети уже не дети, а настоящие бойцы противовоздушной обороны! А мама уже не роет окопы, а делает настоящие пулеметы!

В ткань повествования органично вписываются документальные факты и истории. И про летчика Севостьянова, именем которого потом была названа улица, и про Таню Савичеву, и про Максима Твердохлеба. Очень трогает история про то, как мальчика Алешу считали погибшим (детский сад разбомбили), а потом так радостно, когда он все же нашелся живым в детском доме!

И, вот, наконец-то прорыв! Валерий Воскобойников показывает нам не просто соединение Волховского фронта с Ленинградским, а еще и встречу двух братьев, которые боролись каждый на своей стороне за общую Победу.



Оружие для Победы   Автор Валерий Воскобойников



Повести «Василий Васильевич» и «Оружие для победы» в чем-то очень похожи. Рассказывают они о судьбах подростков, которые все силы бросили в те тяжелые годы на помощь своему городу. Мальчишки трудились на заводах, старались изо всех сил. Это была их война, они сражались за Родину у станков. Сколько их было таких мальчишек? Василий Васильевич осиротел еще до войны, у Гриши родители погибли во время эвакуации, а сам он чудом остался жив, случайно отстав от поезда…

Интересен факт, что Василий Васильевич - реальный персонаж! И после войны он работал на том же заводе! Именно его рисовал во время войны художник Алексей Пахомов для известного плаката, именно его Пахомов рисовал через тридцать лет - лучшего рабочего! Об этом художник рассказал писателю Воскобойникову. Этот подвиг простого мальчишки стал достойным не только кисти художника, но и документальной повести.

Оружие для Победы   Автор Валерий Воскобойников

____________________________________________

Мальчишки в сорок первом  
Автор: Виктор Дубровин 
Художник: Виктор Вальцефер
Издательство: Речь 


Мальчишки в сорок первом  Автор Виктор Дубровин

Начало у книги простое, мирное - «Дачники». 

Дачники - мама, Галка и Вовка ждут папу, который, пока они отдыхают на даче, работает в Ленинграде. Мама наказывает привезти сахару для варенья, Вовка готовится ловить с отцом раков. - Через шесть дней ждите! - кричит им отец. Но… но мирный ход времени нарушает колокол пожарной каланчи. 

Людям сообщили о войне. Мальчишки еще не совсем понимают что это такой - война, они еще беспокоятся о расползающихся из корзины раках… Потом, когда Вовка уже возвращается с дачи в Ленинград, он думает о том как бы сбежать на фронт и даже предпринимает попытку увязаться за моряками. Потом он мечтает поймать диверсанта-ракетчика… 

Мальчишки в сорок первом  Автор Виктор Дубровин

Война врывается в жизнь Вовки как что-то новое, непонятное: «окна были испещрены большими белыми крестами», в небе висело множество колбас - аэростатов, на заборах висели плакаты. Потом появляются продуктовые карточки… 

Много трудностей предстоит пережить Вовке и его другу Женьке. Их война, их борьба будет не на передовой, а в плотно-сдавленном фашистским кольцом городе. Но Вовка верит в победу! Вот, он видит, что фашисты сбрасывают предупреждения - «это чтобы мы видели какие они сильные… Но если бы они могли, разве бы не захватили они Ленинград еще в сентябре?». 

Мальчишки в сорок первом  Автор Виктор Дубровин

А вот еще открытие мальчика: « Есть такие люди, что от голоду и убить могут. Это страшные люди. До войны никто не знал, что они такие. Когда людям очень плохо, они все на виду, не маскируются». Много испытаний выдержал Вовка: и смерть отца, и болезнь матери, и холод, и страшный голод, когда мечтал он «крысу поймать или крапивы найти побольше…». 

Тяжело читать эту книгу. Тот самый «горький комок» нет-нет, да и перехватывает горло… Но читать надо. И обязательно с детьми, которые тоже должны понять, что «всегда надо быть человеком. Иначе не стоит жить».
____________________________________________
____________________________________________ 

Про остальные книги о блокаде Ленинграда тоже хочу рассказать подробно, но уже не в рамках этого поста. Поэтому пока оставлю тут табличку всех книг о блокаде, которые я нашла. Если будут выходить еще - буду добавлять.

Книги о блокаде Ленинграда 
дошкольникам и школьникам
(сборная таблица) 

Ставлю все книги. Каких-то сейчас нет в наличии, но могут потом появится. Или в библиотеке возьмете.  

Книга "Лист фикуса. Рассказы о войне" В. Н. Семенцова - купить на OZON.ru книгу Лист фикуса. Рассказы о войне с доставкой по почте | 978-5-93437-397-0






Комментариев нет:

Отправить комментарий